
Евгений Клопотенко
кулинарный эксперт
“Эра веганов – это просто такая ложь.”

О страхе смерти, психологической стабильности, веселом детстве, а также о безлимитах в ресторанах, Диме Борисове, трендах в еде и почему вегетарианство – ложь.
- Как с тобой случилась кулинария, учитывая, что ранее никто в семье не был связан с этой темой?
- Со мной случилась страсть! Я начал чувствовать продукты. Когда проводишь рукой, словно чувствуешь молекулы. Это непередаваемо! Когда беру помидор, я его чувствую. Вот и все. И я подумал: «Почему бы не попробовать сделать все свою жизнь вокруг еды?» У меня получилось.
- Что было самым сложным во время участия в «Мастер шеф»? Чему научил проект?
- Самое сложное – оставаться психологически стабильным. С этим мне было тяжело. Но шаг за шагом и я научился работать с трудностями. Теперь любые рабочие сложности для меня, как игра. Потому что на проекте их настолько много, что они тебя одновременно уничтожают и закаляют. Я научился делать снова и снова, но без страха, что что-то может не получится. С точки зрения кулинарии – это лагерь по усовершенствованию своих знаний.
Я научился делать снова и снова, но без страха, что что-то может не получится.
- Что помогает двигаться вперед и не расстраиваться из-за неудач?
- (улыбается) Двигаться вперед меня заставляет желание изменить мир, купить какую-то квартиру с бассейном, как на Манхэттене. Хочу зарабатывать тысяч 200-300 долларов. Чтоб я мог спокойно лежать и менять страну. Мне нравится, что через еду я могу влиять на развитие людей. В самые грустные моменты я понимаю, что делаю свою работу хорошо и люди благодарят за это.

- Как ты планируешь изменить культуру питания детей в школах? Действительно ли это возможно сделать?
- Смотри! (показывает фото меню на день в одной школе) Приезжал мэр Хмельницкого. Случайно с ним увиделись и он сказал, что будет менять питание детей по моим сборникам. Сегодня первый день и готовили минестроне, паэлью, кукурузные оладьи с яблоком. Воооу! Я не могу понять, сколько людей поменяли питание. Потому что это происходит очень беспорядочно. Но такие сообщения говорят о том, что эти изменения есть и они большие. Я в шоке!
- Бывает ли у тебя выгорание? Если да, то как восстанавливаешь силы?
- (смеется) Бывает, что хочется спать и больше ничего. Это лечится сном. Когда я посплю и поем, выгорания не бывает. Даже когда я расстраиваюсь, то вижу только один путь – нести свет. Верю, что у всех людей бывают сложности и все устают. Если ничего не хочется, то поспи или отдохни.
Даже когда я расстраиваюсь, то вижу только один путь – нести свет.

- Есть у тебя в таком насыщенном графике время для личной жизни?
- Пока что нет. Это очень тяжело. Я свидания записываю в телефон, как встречи. Если у меня будут когда-то отношения, они будут записаны так же. К сожалению, я пока не могу себе их позволить.
- Каких жизненных ценностей придерживаешься?
- Любить, делать все со страстью, веселиться, делать приятно другим людям. Не предавать – это очевидно для меня.
- Что самое важное в жизни?
- Это люди. Я же живу для них.
- Что ценишь в женщинах?
- Умение слушать. Ценю, чтоб был мозг. Больше всего ценю женщину за ту энергию, которую можно с ней почувствовать.
- О чем ты мечтаешь?
- Мечтаю разобраться с некоторыми своими привычками. Мечтаю о спокойствии, хоть такого и не бывает. (улыбается) Все, о чем я мечтаю, ставлю себе в цели и делаю. А просто лежать и мечтать – не вижу в этом смысла.

- Как бы называлась биографическая книга о тебе?
- «Поменять человека через еду» или «Ты можешь все».
- Чего ты боишься и почему?
- Раньше боялся бедности. В детстве увидел такого человека и у меня появился страх, что я буду бедным и умру. После 30 лет появился страх смерти. Это ужасное ощущение, но я на него смотрю и смеюсь. Такой страх же у всех есть. Думаю,что он скоро исчезнет. Есть и мелкие страхи – я боюсь пылесоса, собак. Но мне нравится со страхами общаться. Так они проходят быстрее.
- Что для тебя счастье и любовь?
- Любовь – это то, что ты чувствуешь каждый день. Это сгусток позитивной силы внутри тебя. Она чистая и ничего не требует взамен. Счастье – умение быть здесь и сейчас.
- Самый ценный совет, который ты когда-либо получал.
- Могу сказать тот, который запомнил. Это совет из фильма «Счастливое число Слевина». Главный герой говорил так: «Играть нужно только с теми людьми, которые хотят играть». Нужно быть только с теми людьми, которые чего-то хотят.
- Самое яркое воспоминание из детства.
- Полуфинал «Динамо Киев» с «Баварией». Они сыграли 3:3. Я раза 3 плакал. Очень сильно переживал и меня трусило. Мама меня отпаивала потом водой. Помню еще, что когда меня сестра толкнула, а у меня были неудобные носки, я ударился об стенку и разбил себе голову. Было много всего. У меня было веселое детство.
- Бытует мнение, что сейчас эра веганов. Ты согласен?
- Нет, эра веганов в Фейсбуке. Люди, которые не едят хлеб и глютен, очень склонны к манипуляции. Они давят на общество своим мнением. На самом деле, Украина – мясная страна. Мясо здесь продается лучше всего. Овощи никогда у нас так много не ели, как едят мясо. Эра веганов – это просто такая ложь.
Люди, которые не едят хлеб и глютен, очень склонны к манипуляции.
- Как ты относишься к мясу, как основному ингредиенту блюд?
- Я люблю мясо. Оно должно быть главным ингредиентом блюд. Все остальное – это гарнир. Мясо должно давать максимальную насыщенность вкуса.

- Как тебе здесь мясо?
- Здесь мясо очень хорошее. Ребра на 95% отличные. Индейка вкусная и у нее очень хороший маринад.
- Так как ты – ресторатор, хочется узнать твое отношение к безлимиту и родизио. Выгодно ли это для ресторана и интересно ли гостю?
- Я думаю, что у нас нет в стране культуры завтраков, сет-меню и безлимитного потребления. Если нет культуры, значит это массово не модно. Но точечно это может быть круто. Безлимит становится нормой, но я не уверен, что он станет популярным в ближайшее время. Для этого нужно, чтоб открылось около 50 заведений с таким предложением. Для ресторанов, в принципе, это выгодно, если правильно сделать просчет. Это же очень простая штука! Ты не можешь сьесть больше, чем 1,3 кг еды. Считаешь среднюю себестоимость 1,3 кг еды и продаешь ее в три раза дороже. Гостям интересно, но они могут потратить больше, заказывая по отдельности. Такая психология и этот фактор сдерживает. А что касается родизио, то “Grill do Brasil ” – единственный успешный ресторан, где это работает. Остальные давно закрылись. Это говорит о том, что или здесь очень крутое мясо, или хорошее совпадение разных факторов.
- Если создать франшизу подобного ресторана, это будет интересно киевской публике?
- Если будут открывать еще, это будет означать расширение ниши. Это может быть интересно, но нужно создать конкурентную цену. У нас же люди хотят за дешево получить много. А за дорого получить много они не хотят. За 100 грн безлимит будет популярен, а за 2000 грн – нет. Должны быть визуальные ощущения, что ты в выигрыше. Здесь важна тонкая грань эластичности спроса – когда человеку становится уже не выгодно и момент наслаждения пропадает.
- Как ты думаешь, на какие рестораны сейчас тренд: на моно или какие-то другие?
- Это все, как веганство, раздутые темы. Тренды делают 20 человек в Киеве, которые говорят, что то или это модно. А потом Дима Борисов берет и открывает свою шаурму. Хотя до этого он рассказывал про slow-food,органику. Теперь начал делать массовые продукты по дешевой цене. На тренды можно не равняться: сегодня они одни, а завтра другие.
***
Интервьюер – Кристина Северина
Фотограф – Дарья Ярош
Благодарим за гостеприимство ресторан “Grill do Brasil”!